Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Прокуратура Российской федерации

Прокуратура Забайкальского края

Прокуратура Агинского района

Воскресенье, 18.04.2021
Главная » 2012 » Декабрь » 22 » О причинах роста и о мерах по профилактике рецидивной преступности
04:43
О причинах роста и о мерах по профилактике рецидивной преступности

Прокуратурой района проведено расширенное координационное совещание по вопросам рецидивной и алкогольной преступности и принимаемых мерах со стороны правоохранительных органов и органов местного самоуправления для борьбы с ними.   

Как рассказала прокурор района Д.Б. Цыремпилова за 10 месяцев 2012 года на  территории  Агинского  района отмечается  существенный  рост преступлений, совершенных  лицами, ранее  совершавшими  преступления  с  91  до 200  преступлений  или  с 22,9 % до 51,7 %. Из  числа  указанных  лиц 2  несовершеннолетних,  26 рецидивистов, 30 лиц  привлекались к уголовной  ответственности 3  и  более раза, 3  после  условно – досрочного  освобождения. В  состоянии  алкогольного   опьянения  совершено  в  указанный  период 205  преступлений, в аналогичный  период  прошлого года  было  совершено – 50 преступлений. Удельный вес преступлений указанной  категории  возрос  с 12,6 %  до 53%.

Анализ показал, что количество лиц находившихся в состоянии алкогольного опьянения в момент наступления смерти в 2011 году составил порядка 70 % (из 54 лиц – 37) в состоянии алкогольного опьянения, за десять месяцев 2012 года из (48 лиц – 16) в состоянии алкогольного опьянения, что составляет  свыше 30 %. При этом по  данным  органов  ЗАГС – в 2011 умерло 312 человек, за 10  месяцев 2012 - 246  человек. Причиной  смерти  большинства  лиц, являются заболевания, развившиеся вследствие  чрезмерного  употребления  алкоголя,  суициды  в  состоянии  алкогольного опьянения,  переохлаждения  в  состоянии   алкогольного  опьянения, отравление алкоголем.

 Согласно положений  Федерального  закона  «О  полиции» от 07.02.2011, основными  направлениями  деятельности  полиции являются  не  только  выявление  и  раскрытие  преступлений, но  и   предупреждение и  пресечение   преступлений  и  административных правонарушений.

Согласно  ст.17  указанного  ФЗ  в  полиции  должны  быть  базы  данных о  всех категории  граждан, в  том  числе  о  лицах  судимых, о склонных  к  совершению преступлений, об  условно  осужденных, о  лицах, освободившихся  условно  досрочно,  о  лицах  прибывших  из  мест  лишения  свободы. И  соответственно   должна  проводиться  с  ними  профилактическая  работа.

Проверкой   деятельности  полиции  по  исполнению  требований  ФЗ «О полиции», Приказа  МВД  России от 16.09.2002 № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»,  выявлены  многочисленные  нарушения.

В частности, в  МО  МВД Агинский  не  поставлено  на учет 144  лица, состоящих  на учете в УИИ. Указанное  свидетельствует  об  отсутствии  сверок  при постановке  осужденных  на учет  и  вообще об  отсутствии  взаимодействия  между  органами. Соответственно  со  стороны  полиции  не  было  профилактической  работы  с  лицами, состоявшими на учете.  Вследствие ненадлежащей профилактической  работы  со  стороны  органов  полиции  и  УИИ наблюдается  рост  рецидивной преступности, то есть рост   числа  повторных  преступлений,  осужденными, состоящими на учете  филиала  уголовно- исполнительной инспекции   и  совершение  преступлений  лицами, освободившимися  из  мест  лишения  свободы (в том  числе  освободившимися  УДО). В 2011  совершены  повторные  преступления  7 лицами, состоящими на учете в УИИ, а  за 10 месяцев  2012 – 10 человек. В 2012 совершены  повторные  преступления 3  лицами  в  период  УДО.

Дознавателями  и  следователями   правоохранительных органов   требования части 2 ст. 158  УПК  РФ  выполняются  формально, не  выясняются  вопросы  о  приобретении  спиртных  и алкогольных  напитков, наркотических  веществ, вопросы  законности  оборота  этих  веществ.  Представления  об  устранении  причин  и условий, способствующих совершению  преступлений, вносятся  формально, ответы   не  затребованы. По  инициативе следователей, дознавателей, руководителя  следственного  органа, за  непредоставление  ответа  по  ст.17.7 КоАП   ни одно  должностное  лицо не привлечено  к  административной  ответственности.

06.04.2011  был принят  ФЗ № 64 «Об административном надзоре  за  лицами, освобожденными  из  мест  лишения  свободы». Согласно  положений  данного  закона, судом устанавливается  административный  надзор:

-  за лицом, который в период отбывания наказания в местах  лишения  свободы  признавалось  злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания,

- в отношении  лиц, отбывших уголовное наказание виде  лишение свободы, имеющих  непогашенную и неснятую   судимость за совершение  тяжкого, особо тяжкого преступления, преступления  при рецидиве  преступлений, умышленного  преступления  в  отношении  несовершеннолетних.

В  настоящее  время  в  районе  34  лица, освобожденных  из мест  лишения  свободы  за совершение  тяжких  и  особо тяжких  преступлений, установлен  административный  надзор в  отношении 6  человек. Работа  в  данном  направлении ведется  также  не  на  должном  уровне.

Административная  практика    МО  МВД  России   также  не  решает  проблем  борьбы  с  алкоголизацией  и  наркотизацией  населения.  При  росте  преступности в целом, при  значительном  росте  рецидивной  и  пьяной  преступности,  вдвое  снижено  количество  выявленных  административных  правонарушений. В 2012 выявлено   2133 правонарушений (в 2011- 4299). При этом, выявлено  не значительное количество  правонарушений о  вовлечении несовершеннолетних в употребление пива и  алкогольных напитков и одурманивающих веществ (всего 4),  нарушение правил продажи этилового спирта (6), розничная  продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции (2). О  масштабах  алкоголизации  несовершеннолетних  и  молодежи, о  росте  преступности  несовершеннолетних  и  преступлений  в  отношении  несовершеннолетних   говорилось  на  расширенном  совещании  26.10.2012. 

Прокуратурой  района  ежегодно  направляется  в  суд  для  рассмотрения свыше  200  уголовных  дел  о  преступлениях  небольшой  тяжести. Федеральным Законом от 07.12.2011 в  УК РФ  внесены изменения. В частности  изменения внесены в ст. 56 УК РФ, где  указано, что  за преступления небольшой тяжести  лишение свободы может быть назначено лишь, если санкция статьи предусматривает только лишение свободы, за преступления, предусмотренные ч.1 ст.228, ч.1 ст.231, ст.233 УК РФ, если есть отягчающие обстоятельства, предусмотренные ст.63 УК РФ. Во всех остальных  случаях  за преступления  небольшой тяжести  (санкция до 3х лет) лишение свободы не назначается.

То есть, могут быть назначены  более  мягкие  виды  наказаний как штраф (который  назначается с учетом  наличия доходов), обязательные  работы, исправительные работы.

Анализ  решений  ОМСУ  об  определении  мест  для  отбывания  обязательных  и  исправительных  работ  показал  следующее.

В рамках исполнения требований ст. ст. 49, 50 УК РФ, ст. ст. 25, 39 УИК РФ, органами местного самоуправления района приняты соответствующие муниципальные НПА в частности «О квотировании рабочих мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ осужденными без изоляции от общества».

Однако, недостатками большинства муниципальных НПА является отсутствие в указанных актах количества мест отбывания того или иного вида наказания (обязательные работы или исправительные работы) в тех или иных организациях.

 При этом, при   определении  мест для  отбывания  наказаний виде  обязательных  и исправительных  работ, необходимо учитывать финансовое состояние предприятий,  поскольку в соответствии с действующим нормами УК РФ, предусмотренных ч. 3 ст. 50 из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов.

Для эффективной реализации отбывания наказания в виде исправительных работ, необходимо принять муниципальное НПА в новой редакции, где необходимо учесть место отбывания наказания, количество мест предоставляемых организацией (предприятией), финансовое состояние организации (предприятия) для начисления заработной платы отбывающего наказание.

Меры  по  укреплению  правопорядка, предпринимаемые  со стороны  органов  местного самоуправления, недостаточны.

Решением совета МР «Агинский район» №148 от 23.11.2010 года была утверждена Комплексная программа профилактики правонарушений в МР «Агинский район на 2011-2012 годы», в которой в п.п. 3.6, 3.9, 3.11 предусмотрено финансирование мероприятий на профилактику алкоголизма и наркомании в размере 310 00 рублей. Исполнение по данным разделам составило 88 851 рублей, что составляет порядка 28 процентов.

Пунктами 3.6, 3.9 планировалось проведение комплексных физкультурно-спортивных и агитационно-пропагандистских мероприятий с несовершеннолетними из неблагополучных семей, состоящими на учете в ОВД, воспитанниками из детского дома, проведение семинаров, лекций, уроков в образовательных учреждениях всех типов и видов о профилактике правонарушений и борьбе с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, пьянством и алкоголизмом, токсикоманией среди молодежи проведением цикла теле, радио – передач, публикации в газетах по профилактике правонарушений, по проблемам правонарушений, допускаемых в сфере семейно-бытовых отношений, проблемам подростковой преступности, наркомании и алкоголизма.

Также   решением совета МР «Агинский район» №158 от 27.12.2010 года была утверждена районная целевая программа «Комплексные меры по профилактике пьянства и алкоголизма в муниципальном районе «Агинский район на 2011-2012 годы». Основные цели и задачи реализации программы заключались в обеспечении условий для приостановления роста злоупотребления алкогольными напитками, и их незаконного оборота, и по этапное сокращение алкоголизации населения и связанных с ними преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.

Для реализации данной целевой программы было заложено 40 000 рублей, заложенные в программе средства были выделены из средств бюджета муниципального района в полном объеме.

          Однако,  указанные выше основные цели этих двух программ фактически не достигнуты, во - первых финансирование по  Комплексной программе профилактики правонарушений в МР «Агинский район на 2011-2012 годы» составил 28 процентов от запланированных, то есть недостаточное финансирование, а по районной целевой программе «Комплексные меры по профилактике пьянства и алкоголизма в муниципальном районе «Агинский район на 2011-2012 годы» финансирование было незначительным всего 40 000 рублей, что не может серьезно повлиять на достижение целей поставленных в программах, таким образом, программы приняты формально, финансирование со стороны администрации МР «Агинский район» осуществляется неудовлетворительно, намеченные  мероприятия  в полном объеме не выполняются.

Такая же  ситуация  с  реализацией  программ  ГО  «Поселок  Агинское».

Думой городского округа «Поселок Агинское» 27.10.2010 года принято решение за № 205  об утверждении муниципальной целевой программы «Профилактика и предупреждение алкоголизма, табакокурения, и употребления наркотических средств в городском округе «Поселок Агинское» на 2011-2013 годы.

Из бюджета ГО «Поселок Агинское» для реализации муниципальной целевой программы на 3 года предусмотрено 300 000 рублей, соответственно в год 100 000 рублей. В 2011  для  реализации  намеченных  мероприятий  было  выделено 60 000 рублей, в 2012 – не выделялись.

Финансирование предусматривалось по пунктам 1.3, 2.1, 2.5. 2.6. 2.7, 2.10, 2.11, 3.2, 4.1 данной  муниципальной целевой  программой, однако  денежные  средства  не выделялись.

Решением   Думы  ГО  «поселок  Агинское» № 359 от 23.12.11 принята  программа «Профилактика   правонарушений   в ГО «Поселок Агинское» на 2012-2013 годы», по  данной  программе  запланировано  выделение в 2012 – 500 000 рублей, на 2013 – 680000 рублей.  За  10 месяцев  2012  выделено 283000 рублей.

Кроме  того,  на территории Забайкальского края действует краевая долгосрочная программа «Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы (2011-2014 годы)»,  утвержденная Постановлением  Правительства № 275 от 29.06.2010 года. Финансирование  программы   составляет 74 млн. рублей.  В  целях реализации данной долгосрочной программы руководителям исполнительных органов местного самоуправления необходимо  проводить мероприятия,  направленные на профилактику рецидивной преступности,    решать вопросы документирования  и  медицинского  обследования, трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Программа  на  местах  не  действует, мероприятия  по  социальной  адаптации  не  проводятся.

Анализ  полученных  информации  с  органов  местного  самоуправления  показал, что  лица, освободившиеся  из  мест  лишения, зачастую    за помощью в ОМСУ не  обращаются,  помощь  в  трудоустройстве  и  социальной  адаптации им  не  оказывается. Во  многих  поселениях  вообще  нет  данных  о  лицах, освободившихся  из  мест  лишения  свободы.

По  данным  центра  занятости  за  2  года, 2011- 2012  обратились  за содействием в трудоустройстве  -  всего  13  человек, признаны  безработными – 9 (назначены пособия), из их числа    трудоустроен  только 2  человека. А всего  за  2  года  освободилось  из  мест  лишения  свободы -  около 60 человек. Таким  образом, социально  не адаптированные,  ничем  не  занятые, не  имеющие  средств существования, зачастую  не  имеющие  своего  жилья, лица вновь  совершают  преступления  и  отправляются  в  места  лишения  свободы. 

          Полномочия  органов  местного  самоуправления, предусмотренные  ст.14, 15, 16  ФЗ № 131 «Об общих  принципах  организации местного  самоуправления  в РФ» на первый  взгляд  осуществляются. Условия  для  организации досуга и обеспечение  услугами организации культуры,  условия  для  развития  массовой физической  культуры  и  спорта, созданы.

Однако, мероприятия учреждений культуры  и  спорта  не  охватывает  незанятую, склонную  к  совершению  преступлений  и  правонарушений  молодежь  и   подростков,  не  охватывает  лиц  судимых  и  освободившихся  из  мест  лишения  свободы.

Руководителям  правоохранительных  органов  Агинского  района указано:  исключить формализм в профилактической  работе, в частности  по проверке лиц, ранее  судимых, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками  и наркотическими веществами, лиц, ведущих антиобщественный  образ жизни, несовершеннолетних, состоящих  на  профилактическом учете; активно  взаимодействовать с  ОМСУ по вопросам  профилактики преступлений, выявления лиц, склонных к алкоголизму, неблагополучных семей, находящихся в  трудной  жизненной  ситуации, выявления лиц, ранее судимых   и  нежелающих встать на путь  исправления; при выявлении фактов совершения лицами, состоящими на профилактическом учете преступлений  и правонарушений  информировать  об этом  ФКУ УИИ УФСИН России  по краю; шире  использовать полномочия  по административному надзору.

Наряду  с этим,  руководителям  органов  местного самоуправления  предложено: организовать  систему постоянной  и  комплексной   работы по  пропаганде  здорового  образа  жизни; оказывать  правоохранительным  органам  содействие  в  выявлении лиц, занимающихся  незаконным  оборотом  спиртосодержащей  и  алкогольной  продукции, наркотиков; обеспечить  полноценную  реализацию  районных  целевых  и  краевых  программ, направленных  на  профилактику  правонарушений  и  преступлений, борьбу  с  алкоголизацией  и  наркотизацией  населения, социальную  адаптацию  лиц, освободившихся  из  мест  лишения  свободы и принимать меры  к созданию дополнительных  рабочих  мест, к  трудоустройству  лиц, освободившихся  из  мест  лишения  свободы.

За бездействие МО МВД России «Агинский» в этой сфере деятельности в адрес руководства УМВД России по краю направлено представление с постановкой вопроса о привлечении виновных к строго дисциплинарной ответственности.  

 

Просмотров: 7420 | Добавил: agavprok | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: