Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Прокуратура Российской федерации

Прокуратура Забайкальского края

Прокуратура Агинского района

Вторник, 20.04.2021
«О порядке рассмотрения обращений граждан»
 Право граждан РФ на личные, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации регулируются федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии с положениями данного федерального закона граждане реализуют право на обращение свободно, добровольно, а также бесплатно. При этом осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно ст. 5 вышеуказанного федерального закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов в течение 30 дней с момента регистрации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В случаях, когда решение поставленных в обращении вопросов не входит в компетенцию органа или должностного лица, которому направлено обращение гражданину направляется уведомление о переадресации письменного обращения в компетентный орган. Кроме того, заявитель вправе обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами должен соблюдаться предусмотренный порядок рассмотрения и разрешения поступивших от граждан обращений. Вместе с тем, не всеми органами и должностными лицами указанные требования соблюдаются. Прокуратурой Агинского района проведена проверка в администрации МО СП «Судунтуй», в ходе которой проверен журнал учета обращений и заявлений граждан. Проверкой установлено, что в нарушение требований закона журнал учета обращений и заявлений от населения 2012 администрацией МО СП «Судунтуй» ведется ненадлежащим образом. Данный журнал не содержит сведения о дате направления ответа заявителям и результатов рассмотрения обращений граждан. Сведения о направлении ответов заявителям в журнале учета исходящих документов за указанный период отсутствуют, что свидетельствует о не направлении ответов заявителям в установленные законом сроки, а также о непринятии надлежащих мер по передаче заявлений о преступлениях в правоохранительные органы. По выявленным нарушениям прокуратуром Агинского района Ж.М.Дашидондоковым  внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства на имя главы администрации МО СП «Судунтуй», в котором указано на необходимость устранения выявленных нарушений, привлечение к ответственности виновных должностных лиц, а также недопустимость подобных нарушений впредь.
 
 
 
За воспрепятствование в осуществлении проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предусмотрена административная ответственность

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрен порядок проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п. 16 ст. 10 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность органов контроля (надзора) по уведомлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о предстоящей проверке не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Данный закон, направленный, прежде всего, на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусматривает для последних вполне определенные обязанности и ответственность за их неисполнение. Так, согласно ст. 25 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Восстановление в число студентов

Письмо Минобрнауки РФ от 04.07.2011 N 12-1342 "О приеме в ВУЗ на второй и последующий курсы, восстановлении студентов в высшие учебные заведения" С 2011 года восстановление в число студентов лица, отчисленного ранее из высшего учебного заведения по уважительной или неуважительной причине или по собственному желанию, производится в то же учебное заведение на основную образовательную программу, с которой он был отчислен Минобрнауки РФ разъяснены некоторые вопросы, касающиеся приема в вузы на второй и последующий курсы и восстановления студентов в высшие учебные заведения. В частности, сообщено, что с 2011 года прием в вузы, в том числе на второй и последующий курсы, осуществляется на основную образовательную программу, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по уровням высшего профессионального образования (ВПО). В 2011 году вузы организуют прием в соответствии с Порядком приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 21 октября 2009 года N 442. Лица, получившие документы государственного образца о ВПО, подтверждаемом присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня ВПО, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования. Прием лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование для обучения по сокращенным образовательным программам бакалавриата, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, осуществляется на первый курс. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
 
 
Взыскание алиментов по судебному приказу
 
В случаях, когда стороны алиментного обязательства не достигли соглашения об уплате алиментов, размер и порядок алиментирования определяются в судебном порядке (ст. 106 СК РФ). Основанием для взыскания алиментов могут при этом становиться разные виды судебных постановлений, в том числе судебный приказ, о применении которого в СК РФ не упоминается. Выдача судебного приказа в соответствии со ст. 122 ГПК РФ допускается только при алиментировании родителями их несовершеннолетних детей, причем при условии, что заявленное требование о взыскании алиментов не связано с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц, т.е. при бесспорности обязанности родителя по содержанию ребенка. На основании судебного приказа не могут быть взысканы алименты на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме, поскольку решение этого вопроса сопряжено с необходимостью проверки наличия либо отсутствия обстоятельств, с которыми закон связывает возможность такого взыскания (п. п. 1 и 3 ст. 83, п. 4 ст. 143 СК РФ). Судебный приказ о взыскании алиментов по своей юридической силе является исполнительным документом (ч.2 ст. 121 ГПК РФ, ч.1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Выдача судебного приказа отличается упрощенной процедурой рассмотрения требований о взыскании алиментов, на которую в полной мере распространяются правила главы 11 ГПК о приказном производстве. Кроме сведений, предусмотренных п.1 - 5 ч.1 ст. 127 ГПК, в судебном приказе о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей дополнительно указываются дата и место рождения должника, место его работы, имя и дата рождения каждого ребенка, на содержание которых присуждены алименты, размер платежей, взыскиваемых ежемесячно с должника, и срок их взыскания. Отказ суда в принятии заявления, отмена судебного приказа не препятствуют возможности предъявления заявителем соответствующих требований в порядке искового производства. В случаях, когда у судьи нет оснований для удовлетворения заявления о выдаче судебного приказа (например, если ответчик не согласен с заявленным требованием, если заявлены требования о взыскании алиментов на совершеннолетних нетрудоспособных детей или других членов семьи, если должник выплачивает алименты по решению суда на других лиц либо им производятся выплаты по другим исполнительным документам), судья отказывает в выдаче приказа и разъясняет заявителю его право на предъявление иска (1). При применении ч.! ст. 157 УК РФ и квалификации действий плательщика алиментов следует учитывать, что в ее редакции речь идет о злостном уклонении родителя от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей именно по решению суда, а не какому-либо иному основанию. Не соответствует закону и интересам несовершеннолетних детей практика, когда при заявлении исков о лишении или ограничении родительских прав эти требования искусственно отделяются от требования о взыскании алиментов с целью последующего оформления последнего отдельным заявлением о выдаче судебного приказа. При рассмотрении требований о лишении и ограничении родительских прав суд обязан разрешить вопрос об алиментировании ребенка вне зависимости от того, было ли заявлено такое требование (п. 3 ст. 70, п.5 ст. 73 СК). Нерешенность соответствующего вопроса может быть основанием для принесения кассационного представления (2).                     
 
  Права детей-инвалидов
 
Прокуратурой Агинского района в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, установлено, что не все граждане, имеющие детей-инвалидов, информированы о порядке обеспечения жильем лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилищный вопрос в разные времена всегда стоял довольно остро, а для семей, где есть инвалиды, - особенно. Государство предоставляет инвалидам и лицам пожилого возраста дополнительные гарантии жилищных прав. В части первой ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите детей-инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом порядок предоставления жилых помещений зависит от даты постановки семьи на учет: 1) семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечивается жилым помещением в соответствии с Жилищным законодательством Российской Федерации, а именно: А) согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Б) ч.2 ст.57 ЖК РФ устанавливает, каким категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, и категория «дети-инвалиды» не входит в их число. Вне очереди могут быть предоставлены жилые помещения только в том случае, если дети-инвалиды являются сиротами, или остались без попечения родителей, либо инвалидность связана с тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний утвержден по постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г №378, к которым относят, например, активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, эпилепсия с частыми припадками и т.д. 2) В случае постановки на учет семей, имеющих детей-инвалидов, до 1 января 2005 г. полномочия по предоставлению жилых помещений переданы субъектам Российской Федерации. Согласно ст.2 Закона Забайкальского края от 29.12.2008 г. №106-ЗЗК «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае» в числе прочих категорий имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, называют и категорию «семьи, имеющие детей-инвалидов» (далее Закон). Формами, согласно Закону, предоставления мер социальной поддержки являются: предоставление жилых помещений в собственность, предоставление жилых помещений по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства граждан в порядке, устанавливаемом Правительством Забайкальского края. Кто признается нуждающимся в жилье? Согласно п.2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ от 27.07.1996 г. №901 основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: 1. обеспеченность жильем на каждого члена семьи нижу уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов РФ. Например, в Забайкальском крае учетная норма составляет 18 квадратных метров общей площади на одного человека. То есть нуждающимся в улучшении жилищных условий будет считаться гражданин, на которого приходится менее 18 квадратных метров общей площади жилья. 2. проживание в жилом помещении, не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям. То есть жилые помещения, признанные негодными для проживания жилищной комиссией. 3. проживание в квартирах, занятыми несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно Для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем семьям, имеющим в составе ребенка-инвалида, необходимо обратиться в территориальный отдел министерства социальной защиты края.
 
Грубые нарушения, влекущие
недействительность результатов проверки
 
Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в качестве защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрел возможность отмены результатов проверки, проведенной с грубыми нарушениями требований закона. Результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Перечень грубых нарушений, при наличии которых результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, можно признать недействительными содержится в ч.2 ст.20 Федерального закона №294-ФЗ. К таким грубым нарушениям относятся следующие нарушения: 1) проведение плановой проверки чаще, чем один раз в три года или в отсутствие разработанного органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля ежегодного плана или при неуведомлении, ненадлежащем уведомлении юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении плановой проверки, т.е. нарушение требований соответственно ч. 2, 3 или 12 ст. 9 Закона, а также проведение внеплановой выездной проверки (за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона) при неуведомлении, ненадлежащем уведомлении юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении такой проверки, т.е. нарушение требования ч. 16 ст. 10 Закона; 2) проведение проверки с привлечением к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций; 3) проведение внеплановой проверки в отсутствие оснований для ее проведения, т.е. нарушение требований ч.ч.2, 3 ст.10 Закона, а также проведение внеплановой выездной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, без согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких лиц, т.е. с нарушением требований ч.5 ст.10. При этом, основания для проведения внеплановой проверки отсутствуют как в случае, когда нет предусмотренных в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, так и в случаях, когда обращения и заявления не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или обращения и заявления не содержат сведений о фактах, указанных в ч.2 названной статьи; 4) превышение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, т.е. нарушение требования ч. 2 ст. 13 Закона. 5) проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, что влечет нарушение требования ч. 1 ст. 14 Закона. 6) истребование документов, не относящихся к предмету проверки, или превышение установленных сроков проведения проверок, т.е. нарушение запретов, установленных соответственно в п. 3 или 6 ст. 15 Закона; 7) непредставление акта проверки, то есть если в нарушение требований ч. 4 ст. 16 Закона, экземпляр акта проверки не вручен руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, а в случае отсутствия указанных лиц, а также отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки - не направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 8) проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, что является нарушением ч.3 ст.9 закона; 9) участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, что влечет нарушения ч.3 ст.12 Федерального закона. Отмена результатов проверки возможна на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом.
Сообщение о безвестном исчезновении лица должно быть принято и зарегистрировано независимо от срока и места его исчезновения.
 
В соответствии с частью 1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ), регламентирующей порядок рассмотрения сообщений о преступлении, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. О признаках совершения преступления в отношении разыскиваемого могут свидетельствовать, следующие обстоятельства: - отсутствие объективных данных, указывающих на намерение человека беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить жилище; - отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве; - наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия; - наличие у пропавшего значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников; - исчезновение человека с автотранспортом; отсутствие в течение длительного времени данных о местонахождении исчезнувшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи); - исчезновение человека, связанное с отчуждением его собственности; - наличие в месте последнего пребывания (местонахождения) исчезнувшего (в том числе в автотранспорте), рабочем помещении или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления; - отсутствие в правоохранительном органе заявления о безвестном исчезновении человека (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать; - наличие у исчезнувшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами; - наличие угроз в адрес исчезнувшего лица; - наличие объяснений лиц о возможном совершенном преступлении против пропавшего без вести; - безвестное исчезновение малолетних (до 14 лет) или несовершеннолетних (до 18 лет) лиц; - внезапный (срочный) ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез; - длительное неполучение гражданином начисленной пенсии и иных социальных выплат (пособий) при отсутствии уважительных причин; - поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (переоформление или продажа собственности и имущества пропавшего, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом); - исчезновение сотрудников государственных органов власти и управления (в том числе сотрудников правоохранительных органов); - наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях пропавшего. Сообщение о безвестном исчезновении лица должно быть принято и зарегистрировано независимо от срока и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте его постоянного или временного проживания или нахождения, полных анкетных данных и фотографии безвестно пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях безвестного отсутствия. Вышеназванный перечень не является исчерпывающим и может меняться в зависимости от обстоятельств произошедшего. Однако, вне зависимости от произошедшего сообщение о безвестном исчезновении лица может быть подано в любые правоохранительные органы, при этом следует иметь ввиду, что отказ в приеме заявления недопустим и может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.
 
Ответственность за распространение экстремистских материалов (некоторые аспекты)
Проблема распространения экстремизма является одним из ключевых факторов, угрожающих государственной целостности, дестабилизирующих ситуацию в нашем обществе, которые в отдельных субъектах Российской Федерации порождают сепаратистские настроения и создают реальную угрозу крайних форм экстремистских проявлений – террористических актов. За последние годы всеми ведомствами и правоохранительными органами проделана серьезная работа, направленная на противодействие этому негативному явлению. В числе первоочередных задач по противодействию экстремизму является системная и надежная защита прав и законных интересов граждан, жесткое противодействие национализму и шовинизму, любым попыткам возбуждения межрелигиозной и межнациональной розни, обеспечение исполнения действующего законодательства на всех уровнях. Ежегодно возрастающее число преступлений и иных противоправных действий, направленных на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды, является неоспоримым подтверждением отрицательной динамики этих процессов. Сегодня преступления экстремистской направленности все чаще носят насильственный характер, совершаются группами, как правило, молодых людей, получают все больший общественный резонанс. Решить все существующие в данном направлении проблемы одновременно сложно. Поэтому следует сконцентрировать усилия на основных направлениях. В первую очередь это профилактика экстремистских проявлений, где важное место занимает недопущение распространения экстремистских материалов. Признание информационных материалов экстремистскими – один из наиболее важных аспектов борьбы с распространением идей межнациональной и конфессиональной ненависти и вражды. Прокурорами активно принимаются меры, направленные на выявление такой продукции, признанию ее экстремистской в судебном порядке. Так, по состоянию на 01.03.2010 в федеральный список экстремистских материалов (далее - Список) включено 573 наименования, в настоящее время более 770. Такие меры являются, эффективной формой противодействия противоправной деятельности религиозных объединений экстремистской направленности. Признание информационных материалов, содержащих их идеологию, экстремистскими приводит к «подрыву» самого смысла существования объединения, целью которого является распространение вероучения. Формирование списка экстремистской литературы привлекает пристальное внимание средств массовой информации. Запрет на распространение отдельных материалов вызывает большой общественный резонанс. Основным критерием эффективности деятельности по признанию информационных материалов экстремистскими является реальное предотвращение дальнейшего их распространения. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» в Российской Федерации создана и функционирует система комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов (в том числе книг, брошюр, журналов и иных печатных изданий). Ее координирует центр государственной библиографии, архивного хранения изданий, статистики печати - ФГУ «Российская книжная палата». На уровне субъектов Российской Федерации задачи по аккумулированию информационных материалов возложены на республиканские (национальные) книжные палаты или сектора государственной библиографии национальных библиотек, в муниципальных образованиях - соответствующие республиканские, краевые, областные, городские, районные универсальные научные библиотеки. На основании ст. 7 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) информационных материалов (издатель, редакция средства массовой информации и т.д.), обязаны доставлять в день выхода в свет первой партии тиража в Российскую книжную палату обязательные бесплатные экземпляры книг и брошюр, журналов и иных печатных изданий. Таким образом, в Российской Федерации существует «прозрачный» реестр всех видов издаваемой печатной продукции. В случае обнаружения фактов нарушений установленного законом порядка представления обязательного экземпляра документов виновные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 13.23 КоАП РФ. В соответствии с редакцией ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Определение информационного материала в качестве экстремистского допустимо только при наличии вступившего в законную силу соответствующего решения суда. Федеральным законом прокурор наделен правом обращения в суд с представлением о признании материалов экстремистскими. В настоящее время сложилась устойчивая практика реализации прокурорских полномочий по признанию информационных материалов экстремистскими. В силу ст. 1 ГПК РФ регулирование правоотношений в сфере гражданского судопроизводства осуществляется Гражданско-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами. Частью 1 ст. 262 Кодекса установлен перечень дел, которые рассматриваются в порядке особого производства. Частью 2 регламентировано, что федеральными законами могут быть предусмотрены и другие дела, подлежащие рассмотрению в порядке особого производства. Именно к их категории статья 13 Федерального закона относит производство по признанию материалов экстремистскими. С учетом этого представление о признании информационных материалов экстремистскими вносится в форме заявления на основании ст.ст. 45, 262 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации в федеральный суд общей юрисдикции по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов. Федеральное законодательство не содержит требований о том, что для включения информационного материала в Список решением суда о признании его экстремистским должен быть установлен конкретный вид печатной продукции или какие-либо иные идентификационные признаки информационного материала. С учетом того, что экстремистским материалом может быть признана любая информация на различных видах носителей, разработать единые критерии их идентификации не представляется возможным в силу многообразия внешних форм существования информации. В случае размещения тестов экстремистского содержания в сети Интернет и невозможности установления владельца Интернет-ресурса, признается экстремистским материалом сам интернет-сайт с указанием доменного имени, а также одновременно анализируемый текст, если он носит завершенный характер и имеет определенное наименование. Наличие в федеральном списке экстремистских материалов наименований интернет-ресурсов дает прокурору основания требовать от операторов телекоммуникационных услуг связи ограничить доступ граждан к таким интернет-сайтам.
Усилено законодательство в области противодействия коррупции
 

С 17 мая 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Согласно новым положениям части 2 статьи 46 Уголовного кодекса Российской Федерации штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки.
Введена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве - статья 291.1 Уголовного кодекса РФ, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, и предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
Более строгие наказания предусмотрены за посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения; совершенное: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере, в особо крупном размере.
Часть 5 статьи 291.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
Названным Федеральным законом внесены изменения в статью 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность не только за незаконные передачи, но и предложение и обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных правза совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Статья 19.29 КоАП РФ дополнена положениями об административной ответственности за привлечение к выполнению р